Психологическая азбука спорта

В новогодние каникулы в «Клубе Дзюдо Турбостроитель» был организован практикум «Психологическая азбука спорта» для спортсменов и их родителей. Провели его вице-президент Ассоциации спортивных психологов России мастер спорта по самбо Дмитрий Миков и действительный член  Ассоциации, специалист по психодинамическим и психоэмоциональным процессам Ольга Микова. В гости на занятия к своим коллегам заглянул также и профессор кафедры теории и методики борьбы Университета им. П.Ф. Лесгафта, доктор педагогических наук Алексей Левицкий.

В первый день практикума спортсмены прошли психодиагностику и тестирование. Затем на татами состоялось практическое занятие, направленное на освоение навыков моделирования борьбы с основными соперниками и обучение методам саморегуляции. Во второй день к работе подключились мамы и папы. После небольшой лекции о конструктивной модели родителя в спорте психологи рассказали об итогах тестирования, выдали психологические паспорта спортсменов и ответили на вопросы. Мы тоже решили задать несколько вопросов Дмитрию и Ольге.

- Ольга, расскажите о Ваших методах работы с нашими спортсменами.

- Два дня прошли очень плодотворно. Была проведена психологическая диагностика спортсменов с использованием программно-аппаратного комплекса "Прогноз" А. Дроздовского и проективной методики "Конструктивный рисунок человека" О. Потемкиной. Мы посмотрели развитие интеллекта, развитие психоэмоциональной сферы, развитие психодинамической характеристики и, самое главное, увидели к какому психотипу относится каждый из ребят. Итоги получились потрясающе интересными: то, что мы увидели по результатам исследований, полностью подтвердилось на практическом занятии - мастер-классе "Типология соперников в единоборствах и моделирование соревновательных схваток".

- То есть уже тест выявил слабые места каждого?

- Вернее было бы сказать не слабые места, а зоны ближайшего развития. На второй день работы мы встретились с родителями и каждому дали характеристику его ребёнка, основываясь на результатах интерпретации этих тестирований и подсказали какой подход нужен именно к их ребёнку. Родители очень заинтересовались такой работой с детьми. Один из пап даже предложил продиагностировать его самого и посмотреть свою совместимость с сыном. Триада тренер-родитель-спортсмен – очень важна. Многие родители считают, что достаточно отвести ребёнка в секцию, а дальше тренер всё сделает. Но это не так. Важно абсолютно всё: и то, что и как родители говорят дома, как поддерживают своего ребёнка, как критикуют, как порой ошибочно берут на себя функцию тренера. У родителя другая функция. Он, как ангел за спиной, поддерживает своего ребёнка, даёт уверенность, сохраняет тепло, чтобы у сына или дочери были силы двигаться по жизни дальше.

- Дмитрий, расскажите пожалуйста, что является Вашей основной задачей в работе со спортсменами?

- Главное, когда мы работаем с командой, определить в чём сильные стороны спортсменов. На практическом занятии мы увидели, что может показать спортсмен. Но очень часто сам он не всегда знает, в чём его сильная сторона. И тут важно, чтобы он открыл её для себя и смог использовать. А посредством нашего тестирования мы смогли увидеть, что есть внутри спортсмена, но по какой-то причине он это не показывает либо не проявляет. И здесь спортивные психологи не задаются вопросом – почему не проявляет. Тренеру и родителю мы просто констатируем факт — это в спортсмене есть! Значит именно это надо развивать, надо удобрять, как почву, и тогда эти зёрна начнут прорастать. Потому что, если спортсмен не использует свой ресурс, значит он его сдерживает. Отсюда идёт зажатость. Он зажимает свою энергию.

- А каковы причины этого сдерживания?

- Через практическое занятие мы смогли увидеть, что одной из причин сдержанности является не совсем ясное представление такого понятия как агрессия. Ребята не хотят проявлять злость и наглость, но тем самым они сдерживают смелость, настойчивость, решительность. По тестам комплекса «Прогноз» видно, что от природы в них это есть. По рисункам прослеживается тенденция сдерживания агрессии. Нашей задачей было показать, что можно и нужно использовать агрессию, как достижение цели, и мы дали им для этого инструменты. Спортсмена нужно не только научить мобилизоваться в сложной ситуации, но и переключаться с одной эмоции на другую. Для этого мы показали разные стили борьбы. То есть в игровой манере мы активизировали то, что есть внутри спортсмена и наблюдали. А дальше начали поощрять, чтобы он сам осознал какие возможности таятся у него внутри. Разглядит, почувствует, значит на татами выйдет более уверенным, понимающим свою силу. Поэтому наше практическое занятие было посвящено анализу - что выявила диагностика и что есть на самом деле.

- Фактически Вы выявили возможности каждого и дали инструменты для их соединения с навыками?

- Мы приехали, рассказали, показали, а дальше спортсмены будут работать в этом направлении сами. Самое главное найти силу, на которую мы опираемся и обозначить будущую перспективу – зону ближайшего развития, то есть что можно и нужно развивать. Соответственно и для тренера очень важно посмотреть, как это выглядит наглядно, чтобы он дальше мог это использовать в своей работе.

- Как Вы думаете, по итогам практического занятия приблизились ли ребята к понимаю своей скрытой силы?

- Мне кажется, что за это одно занятие мы смогли вскрыть некоторые темы, обозначить их. Были спортсмены, у которых и по глазам, и по обратной связи, когда они говорили, было видно, что они включились и усвоили. А кому-то нужно время, чтобы всё переосмыслить. Основное, что мы увидели – мощный командный дух, уважение к старшим, отличное чувство юмора. А это значит все ребята порядочные и добрые. Их перспектива – стать более настойчивыми и решительными. Им надо научиться соединяться со своей силой. Физически они очень сильные. Важно каждому понять, что эта сила – я и есть!

- Какой возраст более восприимчив к этой информации?

- Практика показала, что с 14-ти лет это воспринимается очень хорошо. До этого момента мы с детьми играем, и они постепенно привыкают. На уровень сознания это ещё не выходит, но в теле это «записано», и они способны в это играть. И бывает, что одного этого уже достаточно. Поэтому мы работаем с разными возрастами и с разными уровнями подготовки. И если группа разновозрастная, то подаём информацию на уроке так, чтобы это было понятно и полезно всем.

- Дмитрий, по тому, как Вы работали с ребятами на татами, ясно, что Вы не просто психолог, а специалист в спорте.

- Я воспитанник пермского спортивного клуба «Политехник», мастер спорта по самбо. Когда был спортсменом, наш тренер готовил нас, фактически не разделяя самбо и дзюдо. Когда я закончил спортивную карьеру меня заинтересовала тема – откуда в спорте берутся травмы. Решил поискать ответ на этот вопрос в психологии и поступил учиться на психолога. Хотел стать тренером со знанием психологии. Но уже на втором курсе понял, что стану психологом со знанием спорта. Поначалу исследовал тему профилактики спортивного травматизма в единоборствах. Ведь, что есть травма в спорте? Это несчастный случай, который происходит не случайно. Когда идёт сбой в эмоциональной сфере, то в теле происходит мышечный зажим, и вот этот гипертонус приводит к травматизму. То есть травма останавливает меня в чём-то, когда я иду по ложному пути. Понятно, сразу мы это увидеть и понять не можем. Но если мы смотрим видео, ведём дневники, то сможем это нащупать и дальше заняться профилактикой, чтобы не было повторной травматизации. Сегодня основной нашей с Ольгой задачей мы видим работу с родителями спортсменов на ранних стадиях, чтобы мы не теряли хороших талантливых ребят, и, чтобы спорт помогал им в жизни. То есть идея не в том, чтобы они стали выдающимися спортсменами, а в том, чтобы они стали зрелыми личностями.

Поделиться своими впечатлениями о занятиях и работе коллег мы попросили Татьяну Иванову, мастера спорта международного класса, тренера СШОР им Анатолия Рахлина:

- Наши спортсмены и особенно тренер получили очень много важной информации. Интересно, что всем есть над чем задуматься - и ребятам, и мне и родителям. Роль каждого из нас в успехе очень велика. У меня есть контингент, который я должна и могу привести к лидерству. Мои наработки как спортсменки - хороший задел для моих учеников. Я делюсь с ними не свысока своего опыта, а на одном уровне. Мне так хочется им всё это передать! Не устаю повторять, что дзюдо — это интеллектуальный вид спорта. Если человек «без головы» - ловить ему нечего. Да, он может выиграть нахрапом, но это единичный случай, на этом всё и закончится. Настоящий дзюдоист, как шахматист, всё просчитывает: каждый шаг, жест, нюанс, даже взгляд. Потому психологу здесь непочатый край работы. Он - «тренер по голове». Поэтому сегодняшние занятия как раз в тему. Правда, я расстроилась, что некоторые мои воспитанники не нашли возможность быть здесь. Нельзя не использовать шанс, который тебе выпадает, тем более, который тебе так нужен. В этой связи хочется подчеркнуть роль родителей. Они напрямую причастны к победам, поражениям, выполнению или игнорированию заданий тренера. Все хотят победить, но многие ничего для этого не делают. Нельзя, чтобы детям передалась привычка необязательности и недисциплинированности. Мы – родители и педагоги должны быть последовательны и тогда станем надёжным, ключевым ориентиром в судьбе наших детей.

Дата публикации: 11.01.2024